Лики сибирских шаманов: не смотри в глаза

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.

Подборка фото шаманов разных традиций, распространенных в Сибири, и немного о том, как шаманизм представлен в современном искусстве – найдено в сети.

Автор собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…

Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Основой поста послужил альбом автора «Сибирские шаманы». Дополнен и переработан.

Сибирские шаманы

Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) — легендарная личность, верховный шаман Ольхона.

Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. — Иркутск, 1998

Шаман Хагдаев

Шаман Хагдаев

Сибирский шаман Хагдаев

Сибирский шаман Хагдаев

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Тувинский шаман Николай Ооржак

Тувинский шаман Николай Ооржак

Николай Ооржак. Горловое пение — подборка разного видео.

Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):

  • Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком;
  • Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение);
  • Кыргыраа (хрипение, бурление) – мощь гор и степей;
  • Сыгыт (свист) – трели птиц Поднебесья;
  • Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения;
  • Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей;
  • Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении.

Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):

Бурятская шаманка Башиила

Бурятская шаманка Башиила

Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:

Обряд "Тайлган" - открытие небесных врат

Обряд “Тайлган” – открытие небесных врат

Обряды открытия и закрытия небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия — осенью, до того, как выпадет первый снег.

Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.

Шаман (рисунок). Автор неизвестен:

Шаман. Автор неизвестен

Шаман. Автор неизвестен

Якутский шаман. Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.

Якутский шаман. Художник Попов И.В., 1926 г.

Якутский шаман. Художник Попов И.В., 1926 г.

Иван Васильевич Попов (1874-1945) — первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.

Фото со съемки фильма «Монгол»:

Кадр из фильма «Монгол»

Кадр из фильма «Монгол»

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»)

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»)

Эвенкийский шаман: (фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Эвенкийский шаман: (фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Эвенкийский шаман: (фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Великий эвенкийский шаман Федор ПолигусФото 1901 года.

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.

На тему:

Рассечение, обряд посвящения в ойууны: Художник — Тимофей Степанов

Рассечение, обряд посвящения в ойууны Художник — Степанов Т.

Рассечение, обряд посвящения в ойууны Художник — Степанов Т.

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны — мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» — изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Люди-птицы Сьюзен Седдон-Булет

Люди-птицы Сьюзен Седдон-Булет

Якутский шаман (открытка). Художник — Азат Миннекаев

Якутский шаман (открытка)

Якутский шаман (открытка)

Обратная сторона открытки:

Обратная сторона открытки

Обратная сторона открытки

Учитель танцев. Миннекаев А.

Учитель танцев. Миннекаев А.

Отражение. Миннекаев А.

Отражение. Миннекаев А.

Бурят-шаман, бьющий в бубенФото конца XIX

Бурят-шаман, бьющий в бубен

Бурят-шаман, бьющий в бубен

Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич: Фотограф — Айсен Дойду.

Якутский шаман Иванов М.Я.

Якутский шаман Иванов М.Я.

Иванов Михаил Яковлевич — аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.

В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.

Парфенов Никита Алексеевич: Фотограф — Айсен Дойду

Шаман Парфенов Н.А.

Шаман Парфенов Н.А.

Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) — житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.): Фотограф — Айсен Дойду.

Шаман Протасов Н.Н. (1897—1934 г.г.)

Шаман Протасов Н.Н. (1897—1934 г.г.)

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) — родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961

Алтайский шаман: Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.

Алтайский шаман:

Алтайский шаман:

Источник

 

Опубликовано 08 Апр 2015 в 7:18. Рубрика: За гранью, Иверология, Интернет, история, Мнение, наука, Оккультизм, Религия, Сознание, Фото.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

10 комментариев на «Лики сибирских шаманов: не смотри в глаза»
  1. no_fake пишет:

    Настоящих шаманов осталось очень мало. А вот эти все-торгаши и клоуны,шаман не разрешит себя даже сфоткать

    [Ответить]

    wtf Ответил:

    @no_fake, Сфоткать… no coment (рука-лицо)

    [Ответить]

    Андрей Ответил:

    @no_fake, верно. На фото шаманы реестровые, т.е. те кого охомутала чекистско кремлёвская мразь. Не реестровые живут в изоляции, шифруются и применяют эффективные меры безопасности через контроль над разумом, гипноз и т.п.
    К примеру совсем недавно судьба меня свела с сихоте-алиньскими старцами. После встречи и бесед с ними мы были в шоке от их знаний и понимания происходящего сегодня. Где-то через менее чем полгода, я случайно оказался опять в тех местах по распознаванию тех следов и признаков, которые мы оставили прежде. Конечно же первым желанием было опять встретиться с той общиной, где жили старцы. Тем более направление(азимут) мы запомнили.Но дальше началась мистика. Идя точно по азимуту, выходили в абсолютно другом местах за пару километров. И так несколько раз, пока окончательно не заблудились. Сотовой связи там нет. Спасибо. что хоть грузовик смогли найти к вечеру. Только по приезду домой начали понимать. что нас контролировали сразу от начала поиска.

    [Ответить]

    v0razhmadIa Ответил:

    интересно. А поподробней можете написать, самые значимые моменты, о чём они вам поведали?

    [Ответить]

    wtf Ответил:

    @v0razhmadIa, Поддерживаю, тоже хотелось бы освещения беседы.

    [Ответить]

    no_fake Ответил:

    @Андрей, Единственное,с чем соглашусь,что людей,реально что-то умеющих не так много и за ними ведется охота всю жизнь,все хотят заполучить их – от крутых бизнесменов до спецов. А что касается рассказа.. Во-первых,с чего вдруг стало ясно,что ты в паре км от нужного места,если ты не знал,где само место? Во-вторых,есть чудо гаджет-навигатор называется,с возможностью сохранения треков маршрутов,на хороших гарминовских отклонение не более полуметра,так что даже в полной темноте нашел бы. И наконец,с чего это старцам сначала вам все рассказывать(что абсолютно невозможно,я знаю о чем говорю),а потом начать водить за нос? Либо ты им сильно не понравились,либо тебе все это приснилось. Сдается мне,”хохота шамана” начитался,а нам прикалываешь в легкой интерпретации

    [Ответить]

  2. wtf пишет:

    Пропал Андрюха 🙁

    [Ответить]

  3. Тедженмурат пишет:

    Здравствуйте помогите пожалуйста найти настоящий шаманов как найти у меня сын больной подскажите мне пожалуйста адрес настоящий шаманов для уличения

    [Ответить]

  4. Чёрная Пешка пишет:

    у нас тут уже больше недели город как в утмане стоити ветер не разгоняет никак от слова вообще и запаха нет никакого – я все думал что это ,залез тут почитать.

    http://ctc-chel.ru/video/4552/ (стс – это ротшильдов канал)
    ЕЖИК В ТУМАНЕ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ САЙЛЕНТ-ХИЛЛ?

    25 Июля 2016
    Уже почти неделю Челябинск живёт в серо-белой дымке от лесных пожаров бушующих в Сибири. И хоть большого дискомфорта такое метеорологическое явление не доставляет, горожане продолжают жаловаться на задымление.

    [Ответить]

    Чёрная Пешка Ответил:

    @Чёрная Пешка,
    Чесно сказать никогда таких аномалий не видел типа красного солнца все дни и красной луны,а так же то что дымную завесу ветер не рагзгоняет,все дни равномерно держиться пелена и запаха от дымки 3% что то вроде азона,т.е. запаха почти никакого нет.

    Пожары в Сибири и Дальнем Востоке 01.07.2016
    http://forum.insiderblogs.info/viewtopic.php?f=32&t=249&p=2491#p2491


    А. Тюрин. 20 городских агломераций. Путь на планету Пирр
    http://badnews.org.ru/news/20_gorodskikh_aglomeracij_put_na_planetu_pirr/2010-11-26-5051

    [Ответить]

Ваш отзыв